Организация и управление внешнеэкономической деятельностью



         

Управление развитием организации - стр. 96


4.8. Анализ характера конкуренции и рыночных действий конкурентов

В маркетинговых исследованиях важным является также определение степени конкуренции и позиций конкурентов на рынке, для чего необходимо не только знание количества фирм-конкурентов на рынке, но и размера их доли на этом рынке. При этом подсчитывается рыночная доля нашей фирмы и фирм – основных конкурентов.

Неправильно считать, что конкуренция выше на том рынке, где больше фирм-конкурентов, и меньше там, где их число меньше. Нередко наблюдается ситуация, когда на рынке действуют 2–3 фирмы, однако их суммарная доля на рынке довольно высока, составляя 70–90%, поэтому и степень конкуренции на этом рынке определяется как высокая, а рынок оказывается весьма трудным для проникновения.

Виды конкуренции

Конкуренция может быть:

• предметная, когда конкурируют аналогичные товары,  (например, легковые автомобили нашей фирмы и легковые автомобили фирм-конкурентов);

• видовая, когда конкурируют товары одного вида (например, автобусы, троллейбусы, трамваи);

• функциональная, когда конкурируют товары, призванные выполнять определенную функцию, (например, перевозку пассажиров, т.е. самолеты, пароходы, железнодорожный транспорт и т.д.).

Поэтому, изучая степень конкуренции на рынке, нельзя  ограничиваться только предметной конкуренцией, следует также учитывать возможное влияние на развитие рынка видовой и функциональной конкуренции.

Конкуренция подразделяется также на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция наблюдается в том случае, когда конкурирующие фирмы используют политику цен как основной рычаг конкурентной борьбы. Причем она может осуществляться как прямо, открыто, путем публичного заявления о снижении цен на свою продукцию, так и скрыто, когда порог снижения цен огласке не подлежит. В последнее время ценовая конкуренция все более уступает место неценовой конкуренции в силу изменений характера подавляющего большинства рынков и превращения их в рынки покупателя.

Неценовая конкуренция, наоборот, занимает все более важное место в арсенале методов работы на рынке.


Содержание  Назад  Вперед